Акустические панели своими руками

Самодельные акустические панели для комнаты прослушивания

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

  1. Галереи
  2. Самодельные акустические панели для комнаты прослушивания

Самодельные акустические панели, поглощающие резонансы комнаты прослушивания на низких частотах

Акустические панели «Низкочастотные поглотители»

Ну вот друзья любители хорошего звука, теперь и я могу поделиться опытом в изготовлении низкочастотных акустических панелей для улучшения звучания комнаты прослушивания.

Прослушивание разных систем в разных помещениях, все больше и больше наводило на мысль, что покупкой более дорогих компонентов дело кардинально не изменит, что кабели не панацея, и что я постоянно что-то упускаю из вида. Я до определённого момента считал, что вот сейчас куплю себе более дорогой усилитель, или источник, и будет оно простое счастье. И каждый раз находилось что-то, что не устраивает, не даёт спокойно жить. Так, после очередного прослушивания я для себя понял: Качественные, и ввиду этого дорогие, аудио компоненты конечно же должны быть в системе, но при этом нужно привести в порядок и место прослушивания, а именно свою музыкальную комнату.

Решение — сделать акустическую обработку в комнате для прослушивания рождалось не спонтанно, а, я бы сказал, долго и мучительно. В поисках информации по улучшению акустики в комнате прослушивания мною было потрачено несметное количество времени на форумах, прочитана масса сообщений и взаимоисключающих мнений по этому вопросу. Благодаря множеству положительных отзывов, а также, фотографий и разъяснений, я понял, что без акустической обработки комнаты для прослушивания не обойдусь.

Неожиданно для себя я понял, что путь к хорошему звуку и любимой музыке должен начинаться именно с акустической обработки комнаты, а не с перебора дорогих колонок и усилителей.

Как и многие меломаны, я не имею физической возможности выделить отдельную комнату для себя лично и сделать там полноценную акустическую обработку. В связи с этим не буду затрагивать дорогие варианты перестройки и полного переоборудования комнаты для прослушивания. Приведу пример поиска и реализации недорогого технического решения по улучшению акустики комнаты, которое без особого труда сможет повторить любой любитель хорошего звука.

Речь пойдёт об акустических панелях «низкочастотных конверсионных поглотителях». Данную конструкцию разработал Андрей Смирнов, за что хочу выразить ему отдельную благодарность. Этот человек не просто её разработал, но и много разъяснял на форумах тонкости её изготовления и принцип работы. Такая акустическая панель фактически поглощает низкие резонансные частоты, тем самым «выравнивая» бас в комнате прослушивания.

Акустическая панель НЧКП

Благодаря простой конструкции и эффективному поглощению низких частот акустическая панель НЧКП (панельный поглотитель конверсионного типа) является доступным и хорошим средством акустической обработки комнаты прослушивания.

Акустическая панель НЧКП представляет собой жесткий каркас «резонатор» с замкнутым объемом воздуха, герметично закрытый гибкой и массивной панелью (мембраной). В качестве материала мембраны применяют листы фанеры или МДФ. Внутрь каркаса акустической панели помещается звукопоглощающий материал.

Звуковые колебания приводят в движение мембрану и присоединенный к ней объем воздуха. За счет внутренних потерь в материале мембраны ее кинетическая энергия преобразуется в тепловую. А за счет вязкого трения в слое звукопоглотителя кинетическая энергия молекул воздуха преобразуется в тепловую энергию.

Акустическая панель «поглотитель» представляет собой систему масса/пружина и обладает резонансной частотой, на которой его работа наиболее эффективна. Акустическая панель может быть настроена на нужный диапазон частот поглощения путем изменения его формы, объема и параметров мембраны. Расчет резонансной частоты акустической панели является сложной задачей, а ее результат зависит от большого количества исходных параметров: способа закрепления мембраны, её геометрических размеров, конструкции корпуса, характеристик звукопоглотителя и т.п.

Физика процесса: одна стенка акустической панели «резонатора» — мембрана. Четырьмя другими можно пренебречь, потому что они перпендикулярны фронту давления и малы относительно передней и задней стенок. Задняя стенка — массивный отражающий элемент, не имеющий выраженных собственных частот. У стены звуковая волна на модальной частоте комнаты имеет нулевую кинетическую энергию и максимальное давление. Вешать на стену голую минеральную вату не имеет смысла, т.к. она гасит звук за счет поглощения кинетической энергии. Мембрана же реагирует именно на давление и начинает колебаться, создавая движение воздуха за собой. Минвата, установленная за мембраной поглощает возникающую при этом кинетическую составляющую звуковой волны.

Низкочастотную акустическую панель необходимо настраивать на частоту комнатных резонансов. Некоторые моды (по ШхДхВ для 4 первых гармоник) совпадают или очень близки по значению. Совпадающими модами можно считать, например, 45 и 47 Гц или 120 и 124 Гц, когда разница между модами меньше 5-10 Гц. На частоте совпадения будет пик на АЧХ. Если разница составляет более 20-25 Гц, то моды называются изолированными и на средней частоте между ними возникает провал на АЧХ. Если совпадающих мод — две (скажем 43,45 и 86,91), нужно применить две акустических панели, настроенные на 44 и 88 Гц, или одну панель с двумя изолированными секциями.

Если внутрь акустической панели поместить пористый материал, то на частотах ниже 500 Гц процессы перестают быть адиабатическими. Заполнение внутреннего объема акустической панели звукопоглотителем снижает ее добротность, что расширяет диапазон рабочих частот и увеличению эффективности поглощения на НЧ. Слой звукопоглотителя не должен прикасаться к внутренней поверхности мембраны, также желательно оставить воздушный зазор между звукопоглотителем и задней стенкой акустической панели.

Расскажу, как я изготовил аналог таких «фирменных» низкочастотных акустических панелей. Для их создания понадобиться:

  • МДФ или ДСП панели нужного размера, а также ДВП;
  • Клей обеспечивающий соединение прочностью не менее 45-60 кг/см2;
  • Струбцины в количестве 6 шт;
  • Пила или электролобзик;
  • Виброакустический герметик, или любой силиконовый или полиуретановый;
  • Плиты минеральной ваты с плотностью 80-150 кг/м3;
  • Саморезы и отвёртка.

Ну и конечно же время и желание всем этим заниматься. Для себя с размерами готовых акустических панелей я определился, это 2400х600х100 мм. Конечный размер акустических панелей и являлся приоритетным при покупке материалов. Теперь пройдусь немного по пунктам, изложенным выше.

МДФ или ДСП?

Несмотря на то, что я живу в крупном мегаполисе, должен признаться, что покупка материала для изготовления акустических панелей для меня стало определённой трудностью. И что же тут такого трудного скажут многие, иди в строительный магазин и покупай что нужно. Однако это только на словах оказалась так легко. Обойдя строительные рынки и магазины, я понял, что купить в них МДФ, нужного для акустических панелей размера, точно не удастся, да и с ДСП нужного размера возникли проблемы.

Пройдясь по магазинам, я наткнулся, как тогда казалось, на готовое решение — ламинированные панели для производства мебели из ДСП. Ну вот подумал я, теперь быстренько напилю в строймаркете заготовок под акустические панели, привезу и сделаю. Оказалось, что распиловочный станок в строймаркетах: Obi, Максидом, К-Раута, Леруа Мерлен, не может раскраивать материал шириной менее 260 мм, а мне нужно было 100 мм. Покупать два дополнительных щита для того чтобы напилить деталей, я посчитал неразумным.

Продолжил поиски, и начал рассматривать варианты раскроя заготовок под акустические панели в разных фирмах, и по знакомым. Практически везде мне называли сумму за материал + распиловку от 5000 руб. В средствах я был ограничен, и потратить такую сумму за распиловку и материал не мог. Мой общий бюджет на создание акустических панелей составлял 7000-8000 руб., к тому же — необходимо всё это привезти домой, а это тоже деньги.

В итоге я нашёл небольшую фирму, где с меня за материал (МДФ 16 мм + ДВП 5.5 мм) + точная распиловка под акустические панели + доставка взяли 3850 рублей. Конечно, качество там далеко не прецизионное (погрешность 2-3 мм), но для задуманных низкочастотных поглотителей вполне годиться.

Итог: затраты по времени составили 2 недели, по деньгам 3850 руб.

Материалы

С клеем проблем особых не возникло, нужен клей для тяжёлых конструкций. Стоимость тюбика 150 руб., нужен 1. Итого: = 150 руб.

Со струбцинами тоже всё просто, только их нужно брать с усилением. Итого: 6х150 = 900 руб.

Минеральная плита из плотной ваты и виброакустический герметик. С данными материалами оказалось немного тяжелее, так как для акустических панелей я хотел применить фирменный Шуманет-СК. Оказалось, что в Санкт-Петербурге, эту минеральную вату продают 4 фирмы и все они работают с 9 до 18 в будние дни. У трех из них склад находится в пригороде, а режим работы такой же как у магазинов, т.е. даже если бы я оплатил товар, забрать его в тот же день не реально. Стоимость доставки у них колеблется от 1500 до 2700 руб., и это при стоимости минеральной ваты 700 руб.

Упорство побеждает! Четвёртая фирма, торгующая нужной мне продукцией, оказалась недалеко от дома, и склад оказался при них же… Итого: была куплена упаковка Шуманет-СК и Шумастоп К2: 660 + 792 = 1452 + 200 руб. = 1652 руб.

Отмечу, что использование Шумастоп К2 не обязательно. Мне просто захотелось сделать акустические панели с поглотителем в 2 слоя с толщиной материала 70 мм. Ну вот и всё что купил. Остальное в наличии было. Общие затраты составили: 6550 руб.

Уже позднее, когда я почти закончил обе акустические панели — ловушки, я получил ответы на вопросы, которые задавал Андрею Смирнову. Один из них касался использования материала «Шуманет». Выяснилось, что мои мучения по поиску именно «Фирменного» материала для акустических панелей были не обязательны. Вместо дорогого «Шуманета» можно было в любом строительном магазине купить обычную базальтовую вату с плотностью 80-150 кг/м3, да и фирменный «Вибросил» был не очень-то и нужен. Вместо него подошел бы любой силиконовый или полиуретановый герметик, который дешевле «Вибросила» в 2-3 раза. В итоге на материалах для изготовления акустических панелей можно было сэкономить от 500 до 900 рублей.

Сборка акустических панелей

Со сборкой я решил не торопиться, хотя очень хотелось все сделать побыстрее. Итак, вначале была сборка каркаса, которая заняла 4 дня. Были наклеены боковые стенки, а также приклеены основания для укладки минеральной ваты. Результаты вы можете посмотреть на фото в начале статьи. На фотографии показан каркас акустической панели с основаниями, и установленными в них шпильками М3. После установки шпилек был смонтирован первый слой минеральной ваты. Фотография минеральной ваты, смонтированной в каркасе акустической панели так же — есть.

Элементы для крепления минеральной ваты сделал очень просто, купил деревянную линейку и располовинил её. В половинке деревянной линейки сделал отверстие и прикрутил ее гайкой. Для того чтобы гайка не раскручивалась, капнул на резьбу немного лака для ногтей.

Хочу отметить тот факт, что пока происходила сборка, акустическая панель находилась посреди моей комнаты прослушивания. Видимо она стояла так, что попадала на площадку первых отражений, и эффект уже был заметен. В момент сборки посреди комнаты у меня фактически стоял поглотитель СЧ –ВЧ диапазона, однако от акустической панели требовалось не это, а поглощение низких частот.

После закрепления верхнего слоя на шпильках, я смонтировал на герметике панель из ДВП толщиной 5.5 мм. На ДВП не добавлял никаких утяжелителей, так как резонансная частота составила

80 Гц, что мне и требовалось. После высыхания герметика первая низкочастотная акустическая панель была смонтирована на стене.

Прослушивание

Сказать, что с низкочастотными акустическими панелями в комнате прослушивания изменился бас, это значит не сказать ничего. Эффект от их применения произвёл на меня неизгладимое впечатление… Если честно, то я не ожидал, что в моей комнате может быть такой бас. Да господа, это здорово! Если в комнате для прослушивания есть место для установки акустических панелей, я однозначно, рекомендую вам сделать нечто подобное. Товарищ, послушав мою систему с акустическими панелями, остался под глубоким впечатлением, и теперь собирается изготовить аналогичную конструкцию у себя дома. У меня нет результатов измерений до установки акустических панелей в комнате прослушивания и после, однако на слух эффект значительный.

Могу добавить, что теперь, я не представляю прослушивание музыки без подобных низкочастотных акустических панелей. И уверен, что акустическая обработка комнаты прослушивания, это первое чем стоит заняться перед сборкой системы. Выправлять кривизну комнаты прослушивания, обратной кривизной тракта не стоит.

Хочу выразить огромную благодарность Андрею Смирнову за столь удачную и простую конструкцию акустических панелей, а также, всем тем, кто сделал нечто подобное и поделился знаниями по процессу изготовления.

Дешевое акустическое оформление домашней студии

На связи Никита Сталкер. В этой небольшой статье я поделюсь опытом создания звукопоглощающих акустических панелей очень бюджетным способом, ведь студия для создания музыки — это основная статья расходов на оборудование. После последних видео пришло достаточно много вопросов по этой теме.

Как это выглядит в конечном варианте

Зачем нужны эти панели?

Для классного звука, конечно же 🙂 Акустика помещения играет очень важную роль в мониторинге. Если более подробно, то все дело в том, что в обычной комнате звук многократно отражается от стен и попадает в наши уши. Получается, что мы слышим не чистый сигнал из мониторов, а с очень большой примесью посторонних отражений . Для синтеза, звукозаписи дома, некоторых этапов продакшна, сведения, мастеринга и вообще любого критичного прослушивания звукового материала это неприемлемо. Конечно же, некоторые и без всяких заглушек умудряются привыкнуть к плохим условиям студии и создают музыку на компьтере, но это компромисс. Причем очень большой компромисс. Акустические панели из этой статьи делаются легко за 1 вечер, а удовольствие и пользу приносят каждый день. Причем цена материалов очень маленькая, зато по звуку ощущение, что мониторы поставили в несколько раз дороже 🙂 И еще один очень важный плюс — помещение страдает от установки панелей минимально — несколько дырок в стене.

Материалы и цены

Естественно, все зависит от того, сколько панелей вы хотите сделать. Минимально стоит сделать 6 (это стандартный набор утеплителя, из которого они делаются). Но для более серьезного результата я бы сразу сделал 12. Это не намного дороже, зато результат значительно лучше.

Основа панелей — это утеплитель (подсказывают, что базальтовый). Я купил ROCKWOOL Enjoy The Silence 100мм. В упаковке 6 панелей толщиной 100мм. Эти панели как предназначены для шумоизоляции, но это скорее рекламный ход, потому как на деле они ни чем не отличаются от других утеплителей. Смотрите также фирмы URSA, ISOVER. Что-то из этого полюбому будет в вашем городе. Одна упаковка стоит около 1000 рублей. Естественно, цены могут отличаться.

Для создания крепкой конструкции, которую можно обтянуть и подвесить, мы сделаем основу из деревянных реек , который опять же продаются в любом строительном магазине уже напиленные. Берите рейки подешевле. Качество тут не играет никакой роли — это все обтянется тканью. Чтобы рассчитать необходимое количество реек, посчитайте сами: нам нужно сделать прямоугольник шириной 60 см и высотой 100 см. Выходит, на 1 панель надо 100 + 100 + 60 + 60 = 320см рейки. Естественно, взять стоит с запасом, так как будете пилить — точно не подгадаете под размер.

Ткань стоит взять поплотнее, так как эти утеплители не такие уж экологичные. Я купил в том же строительном магазине плотнейшую ткань, которую как раз применяют для прокладки после утеплителей, насколько я знаю. Некоторые используют ткань обычную. Опять же, размеры посчитать можно исходя из размера панели (60х100см) + нужен запас для обтягивания.

Крепления. Для крепления я использовал шуруп-крюк как на картинке.

Только учтите, что панель достаточно тяжелая и маленькие шурупы просто не выдержат. Я использовал шурупы длиной 10 см и мне их хватило впритык. Естественно, к ним нужны будут дюбели.

Из инструментов понадобятся: дрель + сверло подходящее по размеру к дюбелю, рулетка для измерений, ножницы резать ткань, перчатки для того чтобы работать с утеплителем — руками его лучше не трогать 🙂

Отдельно выделю степлер . Сначала я купил самый дешевый за 10$. В итоге так разнервничался что просто разбил его о бетонный пол. Самые дешевые степлеры не работают или работают через раз. Короче, много нервов и мало пользы. Потом купил степлер чуть подороже — около 17-20$ с широкими скобами. Вот он работал вообще без проблем. Прикладываю его фотку:

Сам процесс создания панели
Сперва я попробовал сделать от начала и до конца одну панель, чтобы понять весь процесс — очень полезно. Уже после этого я решил какой точной длины мне нужно напилить рейки, напилил. Затем уже из полученных реек стал делать основы, скрепляя их степлером.

Когда готова основа из реек, она кладется на ткань, которая обрезается точно по основе, без запаса. Сразу же эта ткань пришпиливается к основе скобами. После этого на развернутую ткань кладется одна панель утеплителя, и сверху на утеплитель надо положить основу с натянутой тканью (тканью к утеплителю). Таким образом получается, что задняя часть панели уже обтянута тканью, и нам остается только обрезать ткань (на которой все это лежит) с запасом и обтянуть всю конструкцию.

Это может звучать немного непонятно, но посмотрев фотки внизу, вы все поймете.

Как вешать панели

Классическое расположение мониторов в домашней студии — это углы (где собирается много низких частот) и места первых отражений, куда звук попадает сразу из динамиков (догадаться несложно). Оставшиеся панели можно распределить равномерно по комнате или же, например, повесить перед собой, то есть за мониторами, это как раз то место, откуда звук может отражаться в ваше лицо 🙂

По высоте стоит вешать так, чтобы и сидя и стоя ощущался эффект от панелей. То есть примерно по центру динамиков.

Итог

100-150$ + полдня работы =

  • намного более ясный звук надолго
  • ваши мониторы зазвучат по-новому
  • панели легко снять и повесить в другом месте
  • комната остается почти нетронутой

P.S. Так же тем, кто заинтересовался звуком в своем помещение и его улучшением стоит ознакомиться с современными решениями по типу системы Sonarworks — это цифровая оптимизация сигнала под конкретное помещение. Интересный плагин: производит расчет акустики помещения и выравнивает ее эквализацию. Конечно, нормального оформления он не заменит, однако однозначно заслуживает внимания.

Фотки процесса

Небольшой апдейт: мы узнали, что на сегодняшний в строительных магазинах уже можно приобрести экологически чистую минеральную вату, которая не будет влиять на ваши легкие! Если же вы решили работать с обычным вариантом, обязательно следите за герметичностью панелей. Панели на фото полностью герметичны и не вредны для здоровья владельца студии.


Научим вас создавать классные треки с нуля и поможем разобраться с творчеством в наших бесплатных курсах:
Треки как по маслу
Карта создания электронной музыки
Твой первый Deep-грув: снимаем ритм с ТОП-Beatport трека

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

Как сделать акустические звукопоглощающие панели для своей студии звукозаписи

Наглядная инструкция для тех, у кого прямые руки и куча свободного времени.

Авторы YouTube-канала In The Mix показали, как сделать акустические звукопоглощающие панели для домашней студии своими руками. По словам авторов ролика, несмотря на DIY, самодельные аксессуары прекрасно подходят для любой студии звукозаписи, а стоимость одной панели составляет порядка $26 (может быть и дешевле).

Планирование

Прежде чем браться за производство панелей, нужно определиться с двумя вещами: количеством панелей и их местом установки.

Один из самых популярных вариантов расположения такой — две панели слева от точки прослушивания, две справа. Суть такого размещения в том, чтобы погасить ненужное распространение звука как можно раньше, в месте его первого удара об окружающее пространство.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать акустическую звукопоглощающую панель, потребуется:

  • Древесина (панели из ПВХ, фанера или аналоги). Из древесины будет изготовлены рамки панелей, их корпус. Так как дерево не будет видно после установки, авторы говорят, что для производства панелей можно купить самую дешевое дерево. Если не уверены в выборе, посоветуйтесь с продавцом в строительном магазине.
  • Утеплитель/наполнитель (Rockwool). С помощью этих материалов будет происходить поглощение звука. Одним из самых популярных выборов считается наполнитель Owens Corning 703 (фактически, обыкновенная минеральная вата), но так как в России найти его практически нереально, то подойдет любая продукция Rockwool. Чтобы сделать правильный выбор стоит обратиться к таблице звукопоглощения.
  • Ткань. Подойдет любая ткань и текстиль, любой расцветки по вашему вкусу. Ткань не участвует в процессе поглощения, а выступает в роли барьера для звукопоглотителя, предотвращающего его выпадение из конструкции.

Из инструментов понадобятся пила, молоток, отвертки или шуруповерт, степлер (скобозабивной пистолет), а также комплект саморезов и гвоздей.

Размер и форма панелей могут быть любыми, в зависимости от того, насколько большую область в помещении вы хотите закрыть. Авторы видео не стали изобретать велосипед и сделали прямоугольные панели.

Аккуратно распилите дерево и сделайте корпус панели (саморезы и гвозди — ваши друзья). Затем поместите ткань внутрь корпуса, следом положите наполнитель, а потом натяните ткань поверх. Закрепите текстиль с помощью степлера.

Каркас звукопоглощающей панели

Как установить звукопоглощающие панели

Звукопоглощающие панели нужно разместить в местах «первого контакта» звука с комнатой. Чтобы найти такие места, потребуется помощь друга.

Сядьте в точке прослушивания напротив своего студийного оборудования. Выдайте своему другу зеркало или любую другую отражающую поверхность. Попросите друга двигаться вдоль стены за вашим студийным столом влево: место, где в зеркале появится отражение левого студийного монитора, и есть точка первого контакта для установки первой звукопоглощающей панели. Вторую панель нужно установить там, где в отражении появится правый студийный монитор. Повторите те же самые действия для поиска места установки панелей с правой стороны.

Найти место для установки панелей можно и самому при помощи длинной палки и небольшой карманного зеркала. Методика действий аналогично, только вместо друга с зеркалом вы будете использовать палку.

При установке панелей не забудьте оставить немного места между самой панелью и стеной — это создаст специальный воздушный карман, который улучшит звукопоглощение. Чем больше карман — тем лучше.

Вместо заключения

По данным интернет-магазина Леруа Мерлен, самый дешевый лист фанеры 76×76 см обойдется в 211 рублей (цены приведены для Москвы и Московской области). Одного листа хватит на 1,5-2 панели при экономном использовании материалов. Стоимость изоляции Rockwool составляет 653 рубля за упаковку (Rockwool Лайт Баттс Скандик 100 мм, 4.32 м2), которой вполне хватит на 4 панели. Самая бюджетная портьерная ткань для закрепления конструкции и создания барьера обойдется в 120 рублей за погонный метр. Упаковка саморезов обойдется в 150 рублей, еще 26 рублей будет стоить пачка скоб для степлера.

Материал Количество, шт. Стоимость за штуку, руб. Сумма, руб.
Фанера ФК шлифованная 12×760х760 мм, сорт 3/4 2 211 422
Изоляция Rockwool Лайт Баттс Скандик 100 мм, 4.32 м2 1 653 653
Ткань 1 п/м 280 см тергалет 10 120 1200
Саморезы по дереву 3.5×41 мм, 1 кг 1 150 150
Скоба для степлера 53 тип 14 мм 1000 шт. 1 26 26
ИТОГО: 2451

При покупке материалов с запасом (2 листа фанеры, 10 п/м ткани и т. д.) можно собрать 4 звукопоглощающие панели за 2 500 рублей. Подсчет очень грубый, но при таких суммах дополнительная тысяча рублей не играет особой роли. При средней цене одной заводской панели в районе 3 000-5 000 рублей выгода от самостоятельного изготовления вполне очевидна.

Ссылка на основную публикацию